Оздоровление - Ясли-сад д.Сумароково
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Оздоровление

Энтеробиоз у детей

Энтеробиоз у детей – глистная инвазия, обусловленная паразитированием в кишечнике ребенка остриц. Энтеробиоз и аскаридоз занимают ведущее место в структуре гельминтозов у детей: на их долю приходится 91% и 8% случаев соответственно. Среди инвазированных острицами преобладают дети в возрасте от 5 до 14 лет. По имеющимся в педиатрииэпидемиологическим данным, энтеробиозом страдает 20% детей дошкольного возраста и 50-90% школьников.

Причины энтеробиоза у детей

Численность одновременно паразитирующих в кишечнике остриц при энтеробиозе у детей может достигать от нескольких десятков до нескольких тысяч. Отложенные яйца уже через 4-6 часов дозревают и становятся заразными (инвазионными). Они попадают на нательное и постельное белье ребенка, под ногти при расчесах зудящих мест, на игрушки и посуду, откуда могут вновь заноситься в рот, вызывая повторную аутоинвазию. В кишечнике из яиц выходят личинки, которые затем превращаются в половозрелые особи и откладывают яйца, поддерживая длительное течение энтеробиоза. Вне организма хозяина возбудители энтеробиоза у детей могут оставаться жизнеспособными до 25 суток. Таким образом, резервуаром и источником заражения служат дети и взрослые, больные энтеробиозом; фекально-оральный механизм передачи реализуется пищевым и бытовым путями. От момента заражения до развития симптоматики энтеробиоза у детей проходит 12-14 дней. Дети, страдающие глистной инвазией, могут заразить не только себя, но и других детей, поэтому распространенность энтеробиоза особенно высока в детских коллективах. Этому способствует пренебрежение правилами гигиены, привычки детей сосать пальцы, грызть ногти, брать в рот игрушки, несоблюдение санитарных норм в детских учреждениях и дома и пр.

Симптомы энтеробиоза у детей

Выраженность клинической симптоматики энтеробиоза у детей зависит от степени инвазии, длительности течения гельминтоза, индивидуальных реакций и возраста ребенка. Ведущей жалобой ребенка, страдающего энтеробиозом, служит анальный зуд, более выраженный вечером и в ночное время. Зуд обусловлен миграцией самок в прямую кишку для откладывания яиц и сохраняется 2-3 дня; затем стихает и повторяется через 3-4 недели в следующем цикле инфекции. При массивной инвазии зуд в области ануса может беспокоить ребенка практически постоянно. При осмотре перианальной области выявляется покраснение, местное раздражение и расчесы кожи, иногда – экзема и мокнущий дерматит. Постоянный и интенсивный зуд, сопровождающий течение энтеробиоза у детей, приводит к нарушениям сна, бруксизму, ночному недержанию мочи. Не менее частым проявлением энтеробиоза у детей служит абдоминальный синдром. Боль в животе, как правило, носит преходящий схваткообразный характер. Дисфункция пищеварительного тракта при энтеробиозе у детей характеризуется снижением аппетита, неустойчивым стулом (чередованием периодов запора и жидкого стула), тенезмами, вздутием живота, тошнотой, регургитацией и рвотой. Нарушение процесса всасывания пищевых веществ сопровождается потерей массы тела, задержкой роста и развития ребенка.

Диагностика энтеробиоза у детей

Скрининговым методом выявления яиц остриц служит отпечаток или соскоб на энтеробиоз с перианальных складок. Материал получают в утренние часы до подмывания ребенка с помощью липкой ленты или ватной палочки. Для достоверности диагностики соскоб/отпечаток повторяют трижды с интервалом 2-3 дня, что повышает точность выявления энтеробиоза у детей до 90%.

Прогноз и профилактика энтеробиоза у детей

Поскольку энтеробиоз считается болезнью грязных рук, профилактика заключается в привитии детям навыков гигиены с раннего возраста. Следует коротко остригать ребенку ногти; приучать мыть руки после туалета, перед едой, после прогулки; утром и вечером подмывать ребенка; ежедневно менять нательное белье; запрещать сосать пальцы и грызть ногти. Профилактическому обследованию на энтеробиоз подлежат дети, посещающие ДОУ; младшие школьники; пациенты детских стационаров; дети, посещающие плавательные бассейны и другие категории.

Правила ухода за детскими зубами

Дорогие родители! Сегодня мы поговорим о том, как правильно ухаживать за детскими зубами.

К сожалению, кариес зубов в нашей стране в зависимости от территории встречается у 50-80% детей. А ведь кариес становится не только причиной зубной боли. Инфекция, распространяясь за пределы разрушенного зуба, впоследствии может приводить к развитию болезней сердца, суставов, почек, к нарушению деятельности желудочно-кишечного тракта.

Как же возникает кариес?

Основными причинами кариеса являются неправильный уход за полостью рта, сочетающийся с неправильным питанием. В течение дня на поверхности эмали образуется налет, состоящий из остатков пищи, частичек слюны. Особую опасность для эмали представляет молочная кислота, которая образуется из сахаров под воздействием микробов, населяющих ротовую полость.

Еще одной причиной возникновения кариеса является формирование неправильного прикуса. Что может нарушить формирование прикуса? В возрасте от 2 до 6 лет имеют значение следующие причины: дефект осанки, ротовое дыхание, жевание и глотание с открытым ртом, преобладание в рационе мягких продуктов, не требующих активного жевания, привычка ребенка подолгу держать пищу за щекой.

Основные меры профилактики:

Правильное питание:

  • Ограничение легкоусвояемых углеводов, содержащихся в кондитерских изделиях.
  • Не употреблять сладости на ночь.
  • Не употреблять сладости между основными приемами пищи.
  • Обеспечение достаточной жевательной нагрузки (введение в рацион питания овощей).
  • Для нормального роста зубов, необходимы молочные продукты, рыба, в которых содержится кальций и фосфор, а также овощи и фрукты, богатые витаминами.

Правильный уход за зубами:

Рациональная гигиена полости рта подразумевает ежедневную чистку зубов утром и вечером, причем оба раза после приема пищи, удаление остатков которой является обязательным условием профилактики стоматологических заболеваний. В тех случаях, когда чистка зубов осуществляется до завтрака, после завтрака, необходимо прополоскать рот водой.

Основные правила чистки зубов:

  • Перед чисткой зубов необходимо вымыть руки с мылом.
  • Смочить щетку и нанести на нее пасту (количество пасты равно размеру горошины).
  • Прополоскать рот водой.
  • Движения, совершаемые зубной щеткой при чистке зубов, должны иметь направленность от десны к краю зуба (верхние: сверху-вниз, нижние: снизу-вверх). Жевательную поверхность боковых зубов очищать движением от боковых зубов к передним. Все эти движения необходимо совершать с открытым ртом. Заканчивать процедуру следует массажем зубов и десен круговыми движениями зубной щетки, зубы при этом должны быть сомкнуты.
  • Зубная щетка должна одновременно покрывать 2-3 зуба, поэтому для качественной очистки верхний и нижний зубные ряды делят на участки, на каждом из которых необходимо совершать по 10 описанных ранее движений.

С какого возраста необходимо начинать чистить зубы?

Полость рта маленького ребенка необходимо очищать после каждого приема пищи. Для этого рекомендуется давать ребенку кипяченую воду, а также очищать полость рта мягкой марлевой салфеткой или ватным тампоном, смоченным в теплой кипяченой воде. После прорезывания первого молочного зуба необходимо приступать к применению детских зубных щеток с мягкой щетиной.

Правила использования зубной щетки:

  • Дети должны чистить зубы детской зубной щеткой, подобранной соответственно возрасту. Длина головки должна равняться ширине 2-3 зубов.
  • Края головки должны быть закруглены, чтобы не повредить десны и чувствительную слизистую оболочку ротовой полости.
  • Щетка должна быть искусственной. Волокна такой щетины, в отличие от натуральной, отшлифованы, кончики закруглены. Кроме того, натуральные щетины имеют полый канал, в котором скапливаются и размножаются микробы.
  • Ручка щетки должна быть объемной и удобной, легко удерживаться рукой ребенка.
  • Перед и после чистки зубов необходимо тщательно вымыть щетку. Перед первым применением щетки ее следует вымыть с мылом (мыть кипятком не стоит, т.к. щетины сплавятся и могут повредить зубки и десны ребенка).
  • Щетка должна храниться щетиной вверх. Футляр щетки используется только для транспортировки.
  • Щетку необходимо менять 1 раз в 3 месяца (один раз в сезон), либо после инфекционных и вирусных заболеваний.

Требования к детским зубным пастам:

  • Низкое содержание фтора. Для детей до 6 лет рекомендуется применение зубной пасты, массовая доля фтора в которой равна 0,02-0,05% (200-500 р.р.m). Для детей старше 6 лет этот показатель увеличивается до 0,07-0,1% (700-1000 р.р.m).
  • Низкая абразивность, так как эмаль молочных зубов тонкая и нежная.
  • Низкое содержание пенообразующих веществ.
  • До 3-х лет паста не должна содержать вкусоароматических добавок, для детей от 3-х до 10 лет может содержать фруктово-ягодные отдушки, для детей старшего возраста – фруктово-мятные отдушки.

Основные принципы здорового и правильного питания детей

Детей от 3 до 6 лет называют дошкольниками. Данный возраст характеризуется высокой активностью и большими энергетическими затратами, быстрым физическим ростом и развитием интеллектуальных способностей. Все это следует учитывать, составляя меню ребенка так, чтобы количество витаминов и микроэлементов было достаточным. Здоровое питание обеспечивает правильное формирование скелета и функционирование органов, усиливает остроту зрения. Правильное питание увеличивает способность ребенка запоминать и воспроизводить информацию.

Какие же правила нужно соблюдать, чтобы обеспечить здоровое питание для детей:

  • пища должна снабжать необходимым количеством калорий детский организм: это очень важно для нормальной психической и физической деятельности;
  • еда должна быть разнообразной, а меню сбалансированным. Следует учитывать, что у некоторых детей бывает индивидуальная непереносимость каких-либо полезных продуктов;
  • готовить еду детям всегда нужно в отвечающих санитарным нормам помещениях, выдерживать необходимое время термической обработки продуктов. Еда ребенка не должна содержать вредных примесей, красителей и консервантов.

Необходимые для правильного развития пищевые компоненты

Белки – важные компоненты в построении органов и тканей. Недостаточное количество белков в рационе дошкольников может привести к замедлению роста и развития, ослаблению иммунитета. Их источниками являются рыба, мясо, молоко и молочные продукты, бобовые, крупы, хлеб.

Жиры – это главный источник энергии, к тому же они участвуют в выработке иммунитета и играют важную роль в обмене веществ. Сливочное и растительное масло, мясо, рыба, молочные продукты – вот некоторые источники жиров.

Углеводы – компонент, способствующий усвоению белков и жиров, источник сил и энергии. Содержатся углеводы в сахаре, фруктах и овощах, меде.

Минеральные соли, микроэлементы участвуют в процессе строения клеток, органов и тканей, а в период активного роста детей дошкольного возраста их наличие в пище особенно важно. Железо, фосфор, калий и кальций, магний и селен, фтор – это далеко не исчерпывающий перечень необходимых макро и микроэлементов.

Как организовать правильное и здоровое питание

Дети в возрасте от 3 до 6 лет должны питаться не менее четырех раз за день. Завтрак должен составлять 25% от суточной нормы калорий, обед – 40%, полдник – 15%, а ужин – 20%. Примерное среднесуточное количество калорий:

Возрастная категорияСуточная норма (калории)Белки г.Жиры г.Углеводы г.
дети 3-х лет 1540 53 53 212
дети от 4 до 6 лет 1970 68 68 272

Помимо этого, пища должна содержать витамины и микроэлементы. Рекомендуется, по возможности, составлять меню на неделю вперед, избегая повторения вторых и первых блюд. Это поможет избежать авитаминоза и плохого аппетита.

Для детей, посещающих детский сад и питающихся там, нужно составлять меню, которое будет не повторять, а дополнять детсадовскую еду нужными элементами. Самое хорошее сочетание – это 1 г белка: 1 г жира: 4 г углеводов.

Выбираем только самые полезные продукты

Здоровое питание для детей предусматривает выбор только качественных и свежих продуктов. Из-за незрелости детского желудочно-кишечного тракта, обработка продуктов должна быть щадящей: вареная и тушеная еда усваивается легче, чем жареная. Для развития вкусовых рецепторов в блюда можно добавлять вместо острых приправ свежую измельченную зелень или ее сок.

  • Мясо должно быть нежирных сортов: подойдет кролик, индейка, курица и говядина. Избегайте колбас, сарделек и сосисок.
  • Старайтесь покупать нежирные сорта рыбы, а соленые консервы и различные рыбные деликатесы могут быть вредны для детского желудка.
  • Молоко, творог, сыры и прочие молочные продукты должны обязательно присутствовать в рационе детей дошкольного возраста. Именно в них содержится легкоусвояемый кальций, который так полезен для костей.

Учтите, что даже к самым полезным продуктам нужен правильный подход: существуют ряд противопоказаний при определенных заболеваниях каких-либо органов.

Сбалансированный рацион детей дошкольного возраста

Чем покормить ребенка на завтрак или что дать на ужин? Многие родители потакают своим детям в их нежелании кушать здоровую пищу, позволяют кушать много мучных изделий и сладостей, пить газированную воду. Из-за полного отсутствия культуры питания у детей развиваются не только заболевания желудка и портятся зубы, но и появляется общая слабость и апатия.

Важно, чтобы из минимальных четырех приемов пищи, обязательно были три горячих блюда. Вот примерный перечень продуктов, наиболее подходящих для детей дошкольного возраста.

Завтрак: каши, творог, яйца, отварная рыба и мясо, хлеб с сыром и маслом. В кашу будет полезно добавить сухофрукты и орехи. В качестве напитка подойдет какао, сваренное на молоке, чай, шиповник или сок.

Обед: рыбный или мясной бульон, с добавленными крупами или овощами. На второе можно подать мясо или рыбу с гарниром из круп, картофеля или овощного салата. В качестве напитка подойдет кисель, компот из ягод или сухофруктов.

Полдник: кефир, молоко, простокваша или сметана, овсяное печенье или булочка.

Ужин: идеально покормить ребенка кашей или тушеными овощами, предложить вареное яйцо.

Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка кушать силой: можно организовать 5-ый прием пищи. Это может быть как ранний завтрак, так и легкий ужин перед сном (минимум за час).

Как и чем поить детей

Дети дошкольного возраста очень активны, что приводит к повышенной потери жидкости организмом. Она выделяется через почки, кожу, выдыхаемый воздух. Запасы жидкости в организме должны постоянно восполняться, а поэтому ограничивать ребенка в питье не следует.

Следует только учесть некоторые нюансы:

  • соки, компоты и сладкие кисели приводят к понижению аппетита;
  • не стоит давать воду в процессе приема пищи или сразу же после него: так возникнет ощущение тяжести в желудке;
  • никогда не нужно давать детям газированную воду или ярко окрашенные напитки.

Ребенок должен иметь постоянный доступ к остуженной кипяченой воде, несладкому чаю слабой заварки или минеральной воде без газа. Можно порекомендовать давать детям травяные чаи, но только после консультации с участковым педиатром.

Правильный процесс приема пищи

Завтракать и ужинать ребенок должен не менее 20 минут, обедать – не менее 25-30 минут. Так будет обеспечено тщательное пережевывание пищи и ее дальнейшее легкое усвоение.

Не нужно отвлекать ребенка, позволять смотреть телевизор и, тем более, обещать вознаграждение, в случае если тот все съест.

Приучая детей к правильному поведению за столом, подавая им пример, Вы быстро избавитесь от капризов и отсутствия аппетита.

Сбалансированное питание, разнообразное и вкусное меню – это залог крепкого здоровья ребенка и заложенные в детстве основы здорового образа жизни.

Выбор одежды в летний период

В дошкольном возрасте дети становятся более взыскательными по отношению к эстетическому оформлению и гигиеническому состоянию своей одежды и обуви. В свои 4—5 лет они могут самостоятельно надевать и снимать белье и одежду, обуваться и разуваться, замечать недостатки в своем внешнем виде, устранять их собственными силами или с помощью взрослых.

Красивый покрой одежды, продуманная отделка, подбор тканей способствуют появлению у дошкольников положительных эмоций, воспитывают хороший вкус. Одежда дошкольника не должна стеснять движений, затруднять дыхание и кровообращение. Удобна одежда свободная, без сдавливающих поясов и резинок. Чтобы ребенку легко было одеваться и раздеваться, предусматривают лямки, застежки-молнии, минимальное число пуговиц.

Ребенка одевают с учетом времени года и погоды. В летнее время одежда дошкольника из хлопчатобумажных и льняных тканей (синтетические ткани не годятся) предохраняет его от перегревания. Голову ребенка хорошо защищает от солнечных лучей белая панамка. Для девочек удобны короткие легкие открытые платья. Такое платье облегчает доступ воздуха и солнечных лучей к ногам, рукам, шее, груди и спине ребенка. Мальчикам рекомендуются короткие брючки на бретельках, а также легкие рубашки-безрукавки, которые носят навыпуск. В жаркие дни малышам полезно оставаться в одних трусиках и панамке, если, конечно, взрослые контролируют время действия солнечной радиации на организм ребенка. Летом дети хорошо себя чувствуют в сандалиях и парусиновых туфельках.

Чем легче одежда, чем меньше частей тела она закрывает, тем лучше привыкает кожа к колебаниям воздушной среды.

В жаркую погоду мы стараемся ограничиваться однослойной одеждой. Не боимся оставлять детей в легкой одежде и в более прохладные дни. Плохую услугу оказывают родители и воспитатели детям, надевая на них колготки и свитер, как только погода становится прохладной. Нередко приходится при этом преодолевать сопротивление детей: более послушные подчиняются неохотно, непокорные протестуют. По существу они правы: закаленная кожа уже не нуждается в слишком большой защите. Принцип индивидуального подхода и здесь соблюдается.

Хорошо закаляет детей и хождение босиком. На чистом, убранном участке детского сада, на полянке во время прогулки, не следует лишать детей этого прекрасного в смысле закаливания народного обычая. Но необходимо соблюдать осторожность, особенно в первое время, пока кожа подошвы еще очень нежна и может быть легко повреждена.

Температура воздуха (в С)ОдеждаДопустимое число слоев одежды
10—17 Хлопчатобумажное белье, платье шерстяное или из плотных х/б тканей, трикотажная кофта, колготы, панама 3-4
18-20 Хлопчатобумажное белье, платье из полушерстяной или толстой хлопчатобумажной ткани, колготы, для старших дошкольников гольфы, панама 2-3
21-22 Хлопчатобумажное белье, платье из тонкой хлопчатобумажной ткани с коротким рукавом, гольфы, легкие туфли или босоножки, панама 2
23 и выше Тонкое хлопчатобумажное белье или без него, легкое летнее платье без рукавов, носки, босоножки, панама 1—2

Повышение иммунитета у детей

Основные методы укрепления иммунитета у детей

Иммунитетом называют способность организма избавляться от чужеродных микроорганизмов (вирусов, микробов, бактерий). Как известно, наиболее ослаблен иммунитет именно у детей, а также людей пожилого возраста. Если изучить статистику, которая ведется в медицинских учреждениях, то можно заметить, что дети более подвержены различными вирусным заболеваниям (к примеру, таким, как Грипп или ОРВИ). Среднестатистический ребенок может переносить такие недуги по несколько раз в год.

Наиболее опасное время, когда дети болеют чаще всего – это холодное время года (поздняя осень, зима, а также ранняя весна). Именно в этот период иммунитет ребенка наиболее ослаблен вследствие различных факторов, таких как переохлаждение организма, авитаминоз и прочих. Именно зимой чаще всего начинаются сезонные эпидемии гриппа и ОРВИ, которые порой становятся причиной объявления карантинов в школах и других учебных заведений.

Важно понимать, что иммунитет ребенка не только можно, но и нужно повышать. Чем крепче он будет, тем больше вероятность того, что организм сможет побороть инфекцию еще на этапе ее попадания в организм, до того, как вирус спровоцирует болезнь, и она перейдет в активную, острую форму.

В каких случаях следует проводить укрепление иммунитета ребенка?

Понять, что иммунитет малыша ослаблен можно по таким признакам, как:

  • Ребенок болеет простудой более 4-5 раз за год;
  • Простудные заболевания часто проходят с осложнениями, требующими дополнительного лечения;
  • У ребенка периодически выступает герпес на губах;
  • Малыш болел воспалением легких или гнойным отитом.

Как повысить иммунитет у ребенка?

Отвечая на вопрос, как поднять иммунитет у ребенка, следует отметить, что единого верного метода просто не существует. Важно использовать комбинацию различных способов, в частности таких, как:

  • Правильное и сбалансированное питание. Ребенок должен хорошо и плотно кушать. При этом продукты следует подбирать таким образом, чтобы они содержали в себе полезные витамины, минералы и микроэлементы, а также как можно меньше химических соединений;
  • Хороший отдых. Помните, что нельзя перегружать ребенка дополнительными внеклассовыми занятиями, кружками и прочим. Он должен хорошо высыпаться, а на выходных лучше вообще отказаться от уроков. Хроническая усталость и недосыпание – это одна из первых причин пониженного иммунитета;
  • Свежий воздух. Ребенок должен достаточное количество времени гулять на свежем воздухе (зимой достаточно и полутора часов);
  • Закалка. Закаливание детей следует проводить очень осторожно и лучше проконсультироваться в этом вопросе с врачом-педиатром или хорошим иммунологом;
  • Прием специальных препаратов. В некоторых случаях можно давать ребенку иммуномодуляторы для детей (перед этим также нужно проконсультироваться с врачом).

Профилактика гриппа и ОРВИ

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по всему миру ежегодно во время сезонных эпидемий только тяжёлыми формами гриппа заболевает от 3 до 5 млн. человек, а умирает от 250 до 500 тыс. человек. На грипп и другие респираторные вирусные инфекции приходиться свыше 90% от всей инфекционной заболеваемости.

Грипп и другие острые респираторные вирусные инфекции (далее ОРВИ) объединяются сходные клинические симптомы заболеваний.

Вирус передаётся воздушно – капельным путём и поражает, в основном, респираторный тракт. Распространение инфекции происходит достаточно быстро среди неиммунных контингентов, в частности, среди детей.

Опасность гриппа и многих ОРВИ заключается в том, что под влиянием вирусов развиваются вторичные иммунодефициты. Это приводит к снижению сопротивляемости организма и защитных свойств слизистых оболочек дыхательных путей. В результате возникают осложнения: воспаления бронхов (бронхиты, бронхиолиты) и лёгких (пневмонии), отиты, гаймориты и другие заболевания вирусной или вирусно – бактериальной этиологии. Эти осложнения наиболее опасны для детей до 2-х лет и престарелых больных с хроническими бронхо – лёгочными и сердечно – сосудистыми заболеваниями. После перенесения гриппа обостряются хронические болезни6 ревматизм, туберкулёз, бруцеллёз, сердечно – лёгочные заболевания, диабет и др.

Вирусы гриппа по современной классификации разделены на 3 типа: А,В,С. Наибольшую опасность из – за антигенной изменчивости представляют вирусы группы типа А, к которому относится и вирус гриппа А (H1 N1) swl, называемый «свиным гриппом».

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 11 июня 2009г. Отнесла ситуацию с распространением этого гриппа к максимальному 6-ому пандемическому уровню, призвав страны усилить надзор за циркуляцией вирусов гриппа п принять меры к повышению готовности к пандемии.

Вакцинопрофилактика

Наиболее эффективным и научно обоснованным методом профилактики гриппа остаётся вакцинация. В настоящее время проводится работа по получению кандидатных штаммов для создания пандемической вакцины. Вместе с тем ВОЗ с целью предупреждения тяжёлых осложнений и смертельных исходов от гриппа рекомендует продолжить иммунизацию населения против сезонного гриппа.

Перед эпидемическим сезоном в нашей стране основной вакциной для массовой иммунизации детей с шестимесячного возраста, подростков и взрослых без ограничения возраста будет оставаться вакцина Гриппол (вакцина гриппозная тривалентнаяполимерсубъединичная жидкая), которая выпускается в больших масштабах на предприятии концерна «Микроген» в г. Уфе.

Минздравсоцразвития разрешил к применению в нашей стране для детей с 3-х лет, подростков и взрослых аналог вакцины Гриппол – полимерсубъединичную вакцину Гриппол+,выпускаемую фармакологической компанией «Петровакс» в удобной расфасовке: шприц – дозе по 0,5мл. Из зарубежных гриппозных вакцин разрешены к прменению субъединичные вакцины Инфлювак, Агриппал S1, расщеплённые вакцины Ваксигрипп, Флюарикс, Бегривак и виросомальная инактивированная вакцина Инфлексал.

Специфическая профилактика

Для специфической химопрофилактики и лечения гриппа и ОРВИ Минздравсоцразвития разрешил применять:

  • Арбидол – при гриппе типов А и В, в том числе А (H1N1)swl, A(H5N1), других ОРВИ, т.к. он обладает противовирусными, интерониндуцирующими, иммуномодулирующими и антиоксидантными свойствами;
  • Тамифлю (озельтамивир) и Реленза(занамивир)- при гриппе А и В, в том числе А (H1N1)swl и A (H5N1);
  • Применение Ремантидина для профилактики и лечения гриппа А(H1N1)swl нецелесообразно в связи со 100%-ной устойчивостью штаммов этого вируса к данному препарату;
  • В последние годы в профилактику и терапию гриппа и ОРВИ широко внедряются интерфероны и индукторы интерферонов: Виферон, Ингарон, Ингавирин, Циклоферон, Кагоцел, Гриппферон, Офтальмоферон и др.

Следует помнить, что эффективность терапии всеми противовирусными препаратами зависит от своевременности начала их применения. Они наиболее эффективны при использовании не позже чем на 1-2 –й дни от начала заболевания.

Все противовирусные препараты следует применять по рекомендации лечащего врача в соответствии с инструкциями, прилагаемыми к каждой упаковке указанных выше средств, где подробно изложены возрастные дозировки, показания и противопоказания.

Неспецифическая профилактика

Неспецифическая профилактика гриппа и ОРВИ, направленная на повышение общей резистентности, т.е. сопротивляемости организма человека, продолжает оставаться весьма актуальной. Она включает в себя:

  • улучшение иммунного статуса детей и взрослых с помощью иммунопрепаратов;
  • рациональное закаливание, пропаганду физкультуры и спорта, здорового образа жизни, борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией;
  • создание благоприятных температурных условий в производственных, учебных и жилых помещениях, особенно в детских дошкольных учреждениях и образовательных учреждениях всех уровней;
  • витаминизацию пищи (витамином С и др.), активное предупреждение авитаминозов;
  • широкую пропаганду и внедрение постоянного потребления населением йодированной поваренной соли (учитывая, что большинство регионов России относится к йоддефицитным территориям).

По – прежнему актуальными остаются использование во время подъёмов заболеваемости гриппом и ОРВИ защитных очков и 4-х-слойных марлевых или одноразовых масок в очагах гриппа и ОРВИ, а также в медицинских учреждениях и местах массовых скоплений людей. Марлевые маски необходимо обеззараживать кипячением (не менее 15 минут) в любом моющем растворе, использовать их не более 3-4ч, а затем менять.

Больных следует изолировать в отдельные комнаты, а при необходимости по медицинским показаниям, - направлять в стационары. Бельё, носовые платки, постельные принадлежности кипятят в растворах моющих средств не менее 15минут с момента закипания. В помещениях, где находиться больной, проводят ежедневную влажную уборку прокипяченной ветошью с моющими средствами или с 0,5%-ым раствором хлорамина.

В эпидемическом сезоне 2009-2010гг. ожидается заболеваемость сезонным гриппом средней интенсивности. Как и в прошлые годы, дети будут болеть значительно чаще, чем взрослое население.

Активное распространение пандемического вируса может начаться в осенние месяцы Расширение масштабов вакцинопрофилактики гриппа способно существенно снизить заболеваемость и осложнения гриппозных инфекций.

Грипп А (H1N1)
Памятка для родителей.

Грипп, вызываемый новым типом вируса А(H1N1), протекает как респираторное заболевание, передаётся от человека к человеку преимущественно воздушно-капельным путём. Маленькие дети, беременные женщины и люди с хроническими заболеваниями, такими, как астма, диабет или болезни сердца, подвержены большему риску появления осложнений от инфекции.

Каковы симптомы заболевания?

У большинства детей симптомы гриппа А(H1N1) подобны симптомам обычного гриппа:

  • жар;
  • головная боль;
  • кашель;
  • озноб и усталость;
  • боль в горле;
  • изредка- рвота и понос;
  • ломота в теле.

У детей младшего возраста типичные симптомы могут не проявляться, но у них отмечается затруднённое дыхание и слабая активность.

Как уберечься от инфицирования?

В основном вирусы гриппа передаются от человека к человеку через кашель или чихание больного. Вирус гриппа может попасть в организм ( в глаза, нос или рот) через руки при соприкосновении с инфицировано поверхностью. При соблюдении некоторых мер, в том числе личной гигиены, можно предупредить распространение микробов, вызывающих респираторные заболевания типа гриппа А (H1N1):

  • часто мыть руки с мылом в течение 20с;
  • кашлять и чихать в салфетку или прикрывать рот рукой;
  • не подходить к больным ближе, чем на 1,5 – 2м.;
  • воздержаться от посещения магазинов, кинотеатров или других мест скопления людей, особенно в районах, где был зафиксирован грипп А(H1N1);
  • заболевшие дети должны оставаться дома( не посещать дошкольные учреждения и школы), а также держаться на расстоянии от других людей, пока их состояние не улучшиться.

Что делать, если ребёнок заболел?

  • Оставляйте больного ребёнка дома, кроме тех случаев, когда ему нужна медицинская помощь. Не отправляйте его в школу или в дошкольное учреждение.
  • Давайте ребёнку много жидкости (сок, воду и др.)
  • Создайте больному комфортные условия. Крайне важен покой.
  • Если у ребёнка жар, боль в горле и ломота в теле, вы можете ему дать жаропонижающие средства, которые пропишет врач с учётом возрастных особенностей пациента.
  • Если кто – либо в вашем доме заболел, не допускайте его контакта со здоровыми.

Если ваш ребёнок имел контакт с больным гриппом А(H1N1), спросите у врача о необходимости приёма антивирусных препаратов для предупреждения заболевания этим гриппом.

Срочно обратитесь за медицинской помощью, если у вашего ребёнка появился какой-либо из следующих настораживающих признаков:

  • учащённое или затруднённое дыхание;
  • синюшность кожных покровов;
  • отказ от достаточного количества питья;
  • непробуждение или отсутствие реакции;
  • возбуждённое состояние;
  • задержка мочеиспускания или отсутствие слёз во время плача;
  • симптомы проходят, но потом возвращаются с жаром и сильным кашлем.

Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Как добиться этого? Как укрепить здоровье детей, избежать болезней?

Правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Ежедневные прогулки на свежем воздухе. Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон.

Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (и днем, и ночью) засыпал в одно и то же время.

Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок и специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши. Немаловажное значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.

У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.

Проводить закаливание ребёнка. Осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей. Способы домашнего закаливания. Дети ежедневно в любое время года 15-20 мин., играют (в одних плавках) в простые игры типа "Я на солнышке лежу", "Загораю". - Сухое растирание салфеткой или специальной рукавицей рук, ног, плеч, груди самим ребёнком. Растирание раздетого ребёнка сухой салфеткой с легким пощипыванием кожи и похлопыванием. - Контрастное воздушное закаливание (из теплого помещения дети попадают в «холодное»). Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стоп, идет профилактика плоскостопия. В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камешкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. -Контрастный душ – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях. (После непродолжительной зарядки ребенок встает под душ, обливается водой 36 – 38 градусов в течение 30 – 40 секунд, затем температура воды снижается на 2 – 3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20 – 25 секунд. Процедура повторяется 2 раза. Через 1 – 1,5 недели разница температур воды возрастает до 4 – 5 градусов и в течение 2 – 3 месяцев доводится до 19 – 20 градусов). - Закаливание носоглотки. Полоскание рта и горла со снижением температуры является методом профилактики заболевания носоглотки. (Полоскание горла начинается при температуре воды 36 – 37 градусов, снижается каждые 2 – 3 дня на 1 градус и доводится до комнатной.)

Благоприятная психологическая обстановка в семье

Приобщение детей к занятиям физической культурой. Кроме занятий в кружках и секциях можно заниматься с ребенком дома. Но при этом нужно соблюдать несколько важных правил:

  • Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении, оптимальная температура — 20-22°C (не ниже) или на улице.
  • Лучше всего заниматься ежедневно в одно и то же время.
  • Начинать следует с более легких упражнений, постепенно их усложняя.
  • Нужно чередовать упражнения для разных групп мышц.
  • Очень важно не давить на ребенка, не ругать его, если у него что-то не получается.
  • При плохом самочувствии нужно прекратить занятия, пока не наступит улучшение.

Советы родителям по физическому воспитанию дошкольников.

Совет 1.

Поддерживайте интерес ребёнка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте своё пренебрежение к физическому развитию. Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребёнок. Часто ребёнок живёт под грузом запретов: не бегай, не шуми, не кричи громко.

Совет 2.

Высокая самооценка - один из мощных стимулов для ребёнка выполнять любую работу, будь то домашнее задание или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно поддерживайте в своём ребёнке высокую самооценку - поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите ещё большее старание. На занятиях физической культурой необходимо выдерживать единую «линию поведения» обоих родителей - не должно быть противоположных распоряжений (мама - «хватит бегать»; папа - «побегай ещё минут пять»). Если это происходит, ни о каком положительном отношении ребёнка к физкультуре просто не может быть и речи.

Совет 3.

Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребёнка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей. Причиной могут быть и усталость, и какое-то скрытое желание. Постарайтесь понять причину его негативных реакций. Не жалейте времени и внимания на то, чтобы установить с ним душевный контакт.

Совет 4.

Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребёнок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить её и только после этого продолжить занятие.

Совет 5.

Не ругайте своего ребёнка за временные неудачи. Ребёнок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребёнку понять, что они уважают его чувства, желание и мнения.

Совет 6.

Важно определить индивидуальные приоритеты ребёнка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребёнок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но каких-то качеств, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребёнок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.

Совет 7.

Не меняйте слишком часто набор физических упражнений. Если комплекс ребёнку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение.

Совет 8.

Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Всё должно делаться «взаправду».

Совет 9.

Не перегружайте ребёнка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребёнка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре исподволь, собственным примером.

Совет 10.

Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребёнка: понимание, любовь и терпение.

Итог: Физическое воспитание - один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а также укреплять внутрисемейные отношения. Главными воспитателями ребёнка являются родители, а помогает им в этом детский сад. Именно родители - это пример подражания для детей. Именно от родителей зависит образ жизни ребёнка.

Энтеровирусная инфекция

Энтеровирусные инфекции (ЭВИ) представляют собой группу инфекционных заболеваний, развивающихся при поражении человека вирусами рода Enterovirus, характеризующихся многообразием клинических проявлений. Основная заболеваемость приходится на летне-осенний период.

Энтеровирусы устойчивы во внешней среде: хорошо переносят низкие температуры (в условиях холодильника они сохраняются в течение нескольких недель), в водопроводной воде выживают до 18 дней, в речной воде - около месяца, на предметах обихода, продуктах питания (молоко, фрукты, овощи). Вирус быстро погибает при прогревании, кипячении, при воздействии хлорсодержащих препаратов, ультрафиолетового облучения.

Источником инфекции является человек (больной или носитель).

Инкубационный период составляет в среднем от 1 до 10 дней, но максимальный до 21 дня. Среди заболевших ЭВИ преобладают дети.

Передача ЭВИ осуществляется при реализации фекально-орального механизма (водным, пищевым и контактно-бытовым путями) и аэрозольного механизма (воздушно-капельным и воздушно-пылевым путями).

Распространяется инфекция как воздушно-капельным, пищевым, так и контактным путем. Чаще всего заражение происходит при употреблении в пищу загрязненных вирусами овощей. Вирусы попадают на овощи и фрукты при удобрении необеззараженными сточными водами. Некоторые энтеровирусы выделяются с секретом слизистых оболочек дыхательных путей, что может способствовать реализации аэрозольного механизма передачи. Отмечаются случаи заражения контактно-бытовым путем (загрязненные руки, предметы быта, личной гигиены). В случае заражения энтеровирусной инфекцией беременной женщины возможна вертикальная передача возбудителя ребенку. Заражение происходит через воду, продукты питания, а также испражнения больного, через мельчайшие капельки слюны и мокроты при кашле и чихании. Очень часто заражение происходит при купании в открытых водоемах.

Меры неспецифической профилактики энтеровирусной инфекции такие же, как при любой острой кишечной инфекции – необходимо соблюдать следующие правила:

  • для питья использовать только кипяченую или бутилированную воду промышленного производства с соблюдением сроков и условий хранения;
  • мыть руки с мылом перед каждым приемом пищи и после каждого посещения туалета, строго соблюдать правила личной и общественной гигиены;
  • обеспечить индивидуальный набор посуды для каждого члена семьи, особенно для детей;
  • перед употреблением фруктов, овощей, их необходимо тщательно мыть с применением щетки и последующим ополаскиванием кипятком;
  • употреблять в пищу доброкачественные продукты, не приобретать у частных лиц, в неустановленных для торговли местах.
  • купаться только в официально разрешенных местах, при купании стараться не заглатывать вод;
  • проветривать помещения, проводить влажные уборки желательно с применением дезинфицирующих средств.

На период эпидемического неблагополучия рекомендуется избегать мест массового скопления людей, мест массовых мероприятий, в т.ч. мест массового купания в открытых и искусственных водоемах, чаще бывать на свежем воздухе.