Организация питания - Ясли-сад д.Сумароково
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Организация питания

Принципы рационального питания дошкольников

Основным принципом правильного рационального питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие пищевых рационов и щадящая тепловая обработка блюд. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, хлеба и крупяных изделий можно обеспечить малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами.

Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир, творог, сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и других неблагоприятных факторов. Поэтому их следует включать в рацион питания детей постоянно.

Из мясных продуктов предпочтительнее говядина, птица, иногда можно использовать нежирные сорта свинины. Значительно менее полезны разные виды вареных колбасных изделий. Поэтому колбасные изделия не желательно предлагать детям на основной прием пищи – обед. Субпродукты (печень, сердце, язык) служат источником не только полноценного белка, но и микроэлементов: железа, витаминов В6, В¹² и других, и поэтому их присутствие также необходимо в рационе питания детей.

Среди рекомендуемых видов рыб – хек, треска,  навага и др.

Мясо и рыба могут быть приготовлены в виде самых разнообразных блюд – котлет, тефтелей, фрикаделек, суфле, натурального куска – в зависимости от индивидуального вкуса и возрастной категории. Пищу лучше готовить щадящими методами приготовления, максимально исключая жарение – тушение, варение, запекание, припускание, приготовление на пару, так как возникающие при обжаривании продукты окисление жиров раздражают нежную слизистую желудка и кишечника.

Молоко и молочные продукты – источник белка, один из основных поставщиков легкоусвояемого кальция, необходимого для образования костной ткани – витамина В2(рибофлавина). Наряду с молоком целесообразно детям давать кефир, очень полезен такой кисломолочный продукт как «бифидин» или другие кисломолочные напитки, способствующих нормальному пищеварению и угнетающих рост болезнетворных микроорганизмов в тонком кишечнике. Детям обязательно требуются  такие молочные продукты, как сыр, творог, сметана.

В питании дошкольников необходимо широко применять овощи, фрукты, соки. Ребенок в дошкольном учреждении должен получать 100-170 грамм картофеля, 120-210 грамм овощей (капуста, свекла, морковь, огурцы, помидоры, редис, зелень и др.) в виде салатов, винегретов, овощных супов, пюре, запеканок и др., 100-180 грамм фруктов и ягод в виде свежих плодов (яблоки, груши, сливы, персики, нектарины, мандарины, апельсины, клубника и др. ягоды), а также  различные соки – предпочтительно с «мякотью».

Плоды и овощи, особенно свежие, – важнейший источник аскорбиновой кислоты, биофлавоноидов (витамина Р), бета-каротина.

Аскорбиновой кислотой особенно богаты черная смородина, шиповник.

Витамин Р (биофлавоноиды) усиливают действие витамина С. Удачное сочетание этих витаминов имеется в цитрусовых – апельсинах, мандаринах, персиках. Бета-каротин, которым особенно богата морковь, немало его в томатах, абрикосах, зеленом луке, сладком перце, зелени, в организме превращается в витамин А.

Весьма существенное достоинство этой группы продуктов состоит и в высоком содержании в них целлюлозы (клетчатки) и пектина. Эти пищевые вещества регулируют работу кишечника, они способны связывать (сорбировать) на своей поверхности различные вредные вещества – как поступающие с пищей, так и возникающие в организме (например, холестерин) и выводить их из кишечника.

В питание детей также необходимо включать хлеб (ржаной, пшеничный), крупы (рисовую, гречневую, перловую, пшеничную, овсяную, пшенную), макаронные изделия, которые обеспечивают детей крахмалом, растительными волокнами, витаминами Е, В¹, В², РР, магнием и др.

Рацион питания должны ежедневно содержать жиры в виде сливочного масла, сметаны, растительных масел. Растительное масло следует использовать как приправу к салатам, винегретам и др., а сливочное – для приготовления бутербродов, заправки блюд.

Рациональное и сбалансированное питание дошкольников – главное условие их комфортного пребывания в учреждениях образования. Очень важно правильно подобрать продукты питания, стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов. При необходимости и непереносимости отдельных продуктов питания необходимо организовать диетическое питание.

Необходимо учитывать длительность пребывания в детском коллективе. Очень важен строгий режим приемов пищи: завтрак, обед, полдник (с длительностью пребывания 10,5 часов), завтрак, обед, полдник, ужин (с длительностью пребывания 12 часов).

В летний период оздоровления включается в суточный рацион питания дошкольников еще и второй завтрак. Интервал между приемами пищи должен быть не более 4-х часов. Если интервал слишком велик, у ребенка снижается работоспособность, память. Чрезмерно частый прием пищи уменьшает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.  Рациональное питание – это питание, удовлетворяющее физиологические потребности человека в энергии и пищевых веществах и обеспечивающее поддержание здоровья, хорошего самочувствия, высокой работоспособности, способности к обучению, устойчивости к действию инфекций, токсинов и других неблагоприятных факторов внешней среды.

Для обеспечения рационального и сбалансированного питания целесообразно руководствоваться следующими принципами:

  • адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энерготратам организма. Пища, которую получают дети, должна возмещать энергетические затраты организма, обладать высокой биологической ценностью для обеспечения роста и развития детского организма.
  • сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам (белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества). Должны соблюдаться достаточно строгие взаимоотношения между многочисленными незаменимыми факторами питания, каждому из которых принадлежит строго определенная специфическая роль в обмене веществ.
  • максимальное разнообразие рациона, за счет включения в рацион широкого ассортимента продуктов и различных приемов их кулинарной обработки.
  • оптимальный режим питания, соответствующий возрасту детей
  • адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
  • учет индивидуальных особенностей детей (в т.ч. непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).
  • обеспечение безопасности питания, включающее соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию пищеблока, качеству поставляемых продуктов, их транспортировке и хранению, приготовлению и раздаче блюд.

«Витамины и здоровья»

Слово витамины происходит от латинского слова «вита» – жизнь. Витамины играют чрезвычайно важную роль в защите человека от неблагоприятных воздействий. Они усиливают сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, повышают его устойчивость к воздействию некоторых промышленных ядов, лучевому воздействию и влиянию некоторых других вредных факторов внешней среды.

С каждым годом химия все больше и больше внедряется в сельское хозяйство и в быт. Бурное развитие большой химии, радиоактивной техники, использование в промышленности автономной энергии, токов высокой частоты, сверхвысоких и сверхнизких температур и давления и других новейших достижений энергетики ставит перед родным здравоохранением новые задачи, в частности в области витаминизации населения нашей страны.

Широкая витаминизация пищи населения – важная государственная задача. Она тесно связана с новыми условиями труда и быта. Витаминизируются продукты широкого потребления: молочнокислые продукты, мука, пищевые жиры и др. Государством принимаются всесторонние меры к получению высоковитаминного растительного сырья. Пищевая промышленность выпускает различные натуральные соки с высоким содержанием витаминов.

Население должно знать, что техническая обработка овощей, корнеплодов, ягод и плодов (особенно тепловая) неизбежно приводит к потерям витамина С. Поэтому следует по возможности больше овощей, фруктов, ягод и зелени употреблять в сыром виде. Нужно чаще готовить окрошку, ботвинью, винегреты, салаты из сырых овощей и другие блюда и гарниры, используя растительные продукты, богатые витаминами (перец сладкий красный и зеленый, молодые листья крапивы, петрушку, укроп, зеленый лук, томаты и др.). Третьи блюда готовить из плодов шиповника, черной смородины, облепихи, лимонов, апельсинов и других плодов и ягод с высоким содержанием витаминов.

При невозможности обеспечить организм природными витаминами в нужных количествах, можно прибегать к их синтетическим витаминным препаратам. В настоящее время они выпускаются медицинской промышленностью в широком ассортименте и в значительных количествах. Они общедоступны и дешевы.

Почему организму необходимы витамины

 Во всех живых организмах обмен веществ поддерживается непрерывным поступлением из внешней среды разнообразных пищевых веществ, кислорода воздуха и воды. Если по какой либо причине питание организма прекращается, наступает смерть. В свою очередь организм выделяет в окружающую среду различные вещества, отличающиеся по своему составу от веществ, поступающих в него. Все необходимые для жизнедеятельности превращения веществ живые организмы осуществляют с помощью ферментов, входящих в состав всех клеток и тканей. В животном организме материалом для образования ферментов служит ряд витаминов.

Когда человек попадает в неблагоприятные условия (суровый климат, низкая температура, ветры, распыленные в воздухе вредные химические вещества и др.) или заболевает инфекционными болезнями, ход обменных процессов изменяется. Усиливается деятельность ферментов. Если витаминов недостаточно, организм слабеет, сопротивляемость его понижается.

Вот почему во всех случаях, когда организм выведен из физиологического равновесия и поставлен в необычные для него условия (инфекция, воздействие промышленных ядов, переутомление физическое или умственное, тяжелые условия климата и др.), так необходимо повышенное количество витаминов.

Гиповитаминозы и авитаминозы

Витамины накапливаются в различных органах, особенно в печени, являющейся депо для многих из них.

При полном отсутствии какого-либо витамина в пище или, что чаще бывает, при недостаточном поступлении его с пищей, в организме нарушается нормальный ход физиологических процессов, развивается болезненное состояние. В зависимости от того, насколько снижен уровень поступления витаминов в организм, могут возникнуть гиповитаминозы и авитаминозы.

Гиповитаминозные состояния возникают при относительном (т.е. частичном) недостатке витаминов в пище. При этом расстройства не имеют типичной клинической картины и не характеризуются специфическими признаками, а проявляются в форме общих нарушений состояния здоровья, например падение веса, потеря аппетита, ослабление памяти, снижение работоспособности, понижение сопротивляемости организма заразным болезням.

Эти симптомы не являются характерными только для витаминного голодания; они наблюдаются и при других дефектах питания, например при бедном содержании в пище некоторых минеральных веществ или белков, а также при ряде заболеваний – атеросклерозе, туберкулёзе, малокровии, неврастении.

Что касается авитаминозов, возникающих при полном отсутствии или резком недостатке в пище витаминов, то они могут сопровождаться специфическими расстройствами. Так, например, при авитаминозе, развивающемся вследствие недостатка в пище витамина В1, в определенных условиях может возникн6уть полиневрит (бери-бери) – воспаление нервных стволов. При А-авитаминозе может появиться заболевание глаз, сопровождающееся сухостью роговицы и даже размягчением и распадом её.

Авитаминозов (цинга, пеллагра, бери-бери и др.) в нашей стране нет или они отмечаются исключительно редко, что касается гиповитаминозов, то они встречаются сравнительно часто.

Однако, недостаточное поступление витаминов в организм не является единственной причиной гиповитаминозных состояний – они могут возникнуть и по другим причинам – некоторых болезненных состояний организма (нарушение всасывания витаминов, их синтеза и т.д.).