Советы руководителя физического воспитания - Ясли-сад д.Сумароково
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы руководителя физического воспитания

Как вырастить ребенка здоровым и успешным

Желание вырастить своего малыша здоровым, психически гармоничным и счастливым - мечта каждого взрослого. Только вот очень часто, руководствуясь своими представлениями о здоровье, гармонии и счастье наших детей, мы непоправимо насилуем естественную природу детства.

Мы ежедневно стараемся управлять жизнью ребенка, во всех обыденных мелочах заставляя его действовать и жить по нашим представлениям и предписаниям. И тогда при всем большом желании взрослых вырастить здоровых и жизнерадостных детей, мы часто получаем совсем обратное: детей пассивных, несамостоятельных или неуправляемых; безответственных или неуверенных, озабоченных вечными тревогами, страхами; хронических неудачников или просто невротиков; а еще таких, которые лишены интеллектуальной инициативы, познавательных интересов и способностей к творчеству, созиданию.

Но как же избежать этого? Что нужно делать, чтобы не только мечтать о счастливом будущем своего ребенка, но и создавать это будущее каждый день и час?

Многие, наверное, усомнятся, что в чьих-то силах обмануть судьбу: «Одному просто на роду написано счастье, а другому - несчастье. И ничего с этим не поделаешь». Но все-таки даже такие скептики не станут отрицать, что у всякого счастливого человека - особый, счастливый склад личности. А это уже не только от судьбы зависит, но еще и от нас с вами, от воспитания и условий развития.

Здесь мы рискуем услышать раздраженные голоса умудренных дедушкиным опытом: «Меня в детстве держали в строгости, и ничего - вырос нормальным человеком. Отца и деда также воспитывали, и все выросли достойными людьми. А что вы можете сказать нам нового о воспитании?».

Никто не усомниться, что наука сможет сказать новое слово, например, о способах перемещения: колесо, поезд, ракета. Но когда речь идет о психическом развитии ребенка, его воспитании, то почему то тут психологическим и медицинским наукам отказывают в способности открывать что-то новое, принципиально не похожее на общепринятые взгляды?

Может быть, стоит прислушаться к голосу разума и науки и начать с того, чтобы пересмотреть свои взгляды на ребенка, процесс его роста и становление личности?

Если обратиться к закономерностям естественного развития детей, природе этого естества, ее свободной сущности, то можно понять, что силой ничего не возьмешь от природы, силой ее только разрушишь. И не стоит подчинять, подавлять, управлять маленьким «беспомощным» человеком, а лучше пытаться сделать так, что бы ребенок естественным для него путем становился увереннее в себе, самостоятельнее, умнее и добрее, все более способным к творчеству и все менее способным ко злу. Может быть в этом природный смысл Взрослого рядом с Малышом в процессе его роста - защищать, любить и принимать таким, каков он есть, понимать, приходить на помощь, содействовать, сопровождать.

При этом не только дети обретут условия для гармоничного и интеллектуального развития, но и взрослые помогут самим себе: научатся терпению и терпимости. Но нужно захотеть научится. Любящие мамы и папы, оцените свое отношение к ребенку, свое собственное поведение, свои методы воздействия. Попытайтесь строить их на основе предлагаемых нами принципов сопровождения:

Не навязывайте себя никому, в том числе и детям (ребенку), с которым вы хотите заниматься. Если по каким-то причинам вашим детям не понравились занятия, значит отложите их до лучших времен, и попробуйте понять, что вы сделали не так.

Если не знаете, как воздействовать - остановитесь. В процессе занятий с детьми (одним ребенком) могут произойти инциденты, возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается. Проигнорируйте это событие, продолжайте вести занятия так, как будто ничего не произошло, либо просто прекратите всякое свое воздействие, влияние, переключитесь на что-нибудь другое, успокойтесь. Потом поразмыслите над этим, постарайтесь сами, или с чьей-нибудь помощью понять это происшествие.

Устраните из вашего общения с детьми те способы или формы воздействия, которые вызывают у детей протест или негативную реакцию. Не подавляйте, не поучайте, не игнорируйте самого ребенка, а просто не воспринимайте незрелые формы его реакции и поведения. Насильственные методы не только не исправят положение, но еще больше усилят дефекты личности и поведения ребенка.

Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ним. Мы не можем скрыть от детей свои отрицательные эмоциональные состояния: страх, тревогу, раздражение, апатию - они невольно будут влиять на состояние детей, как бы заражая аналогичными эмоциями. Наша собственная нервозность может перекрыть весь положительный эффект занятия с ребенком. Настраивайтесь перед делом, заряжайтесь добрыми чувствами к детям, заряжайте их радостью, светом, теплом.

Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятия; во всем остальном вы такой-же участник, как дети. Вы также ползаете с ними по полу, собирая воображаемые грибы, или капризно стучите ножкой. Вы - образец того свободного, творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянуться дети.

Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренно желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить.
Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное состояние ребенка, а значит - повредить ему. Где найти ребенку тот базис безусловного тепла, поддержки, признания его таким, каким он есть - маленьким, неуклюжим, беспомощным - равным себе и другим - таким же значительным и любимым? Наши малыши с утра до вечера слышат от взрослых: «Не так, не такой, не туда и т.д.». Как тяжело им и трудно выстоять, защитить и сохранить положительное представление о самих себе. А без этого не будет у них психического здоровья, гармоничного развития.

Давайте качественные оценки, если не можете удержаться вообще от оценки. Например, сказать, "Как сияют глазки у Колиного зайчика", предпочтительнее, чем заметить, что "Зайцы совсем не так прыгают, как делает Коля", или похвалить, что "Руками Коля очень правильно показывает". В режиме естественного развития детей не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь получить порицание или осуждение.

Не сравнивайте детей с кем либо в неверном свете, не ставьте никого в пример, помните, что здесь главное - не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие, из которых неизбежно последуют и свобода мыслей и свобода внешних проявлений в мимике, движениях. Только тогда механизм подражания у детей сработает эффективно. Дети сами себе выберут пример для подражания, кому что придется по душе.

Не выражайте свои симпатии и внимание к детям в избыточной форме. Как ни парадоксально, это тоже может повредить. Один ребенок может привыкнуть к такому обращению и будет требовать всегда только его, будет страдать от перемены вашего отношения. Другой, наоборот, будет бояться такого обращения, стремиться не соответствовать этой симпатии, считать перепады в вашем настроении изменением вашего отношения к нему лично. Используйте разные формы несловесной поддержки ребенка - улыбку, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, по голове, подмигивание, обнимание за плечи и т.п. Что подскажут ваши руки и сердце.

Во всех случаях - сознание заповеди "не навреди"и ощущения чувства меры и избытка вашего воздействия на детей - главная наука нашего постижения. Лучше воздействовать на ребенка реже, но обдуманней, предвидя далекие последствия своего влияния на его психику и судьбу.

Соблюдение принципов, учитывающих естественные закономерности развития детской психики, поможет самим взрослым повысить свой самоконтроль. Самоконтроль взрослого - не только необходимое условие его собственного личного роста, но и единственная гарантия полноценного развития личности ребенка. Ведь это так легко понять, что любому маленькому существу для его естественного развития необходима атмосфера безопасности, защищенности, отсутствия угрозы нападения или потери поддержки. Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка свет, тепло, влага, удобрение, почва и т.п. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.

Принципы взаимодействия с ребенком

1. Уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть:

  • За то, что для нас - неразгаданная тайна.
  • Достоин уважения за тот трудный путь, который ему предстоит
    пройти.
  • Уважать - значит понимать, поддерживать, верить.

2. Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти его. Ребенок имеет свое «Я», имеет право быть самим собой.

3. В воспитании надо вставать над ребенком исключительно только для защиты.

4. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый научился уважать и ценить себя.

  • Уважение к себе возрастает на волне успеха.
  • Надо обеспечить ребенку успех, победу над неуважаемым в себе, над надоевшим делом, над опасным желанием.
  • Первая победа породит вторую, третью, пробудит в ребенке силы, которые ранее не подозревались. Победное познание, повседневная жизнь в маленьких победах - это крылья ребенка, несущие его к осознанию собственной значимости

Учитесь общаться с детьми

  1. Стройте общение ребенка как сотрудничество
  2. Уважайте в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть.
  • За то, что он для нас – он неразгаданная тайна.
  • Он достоин уважения за тот трудный путь, который ему предстоит пройти.
  • Уважать – значит понимать, поддерживать, верить.
  1. Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти его. Ребенок имеет свое собственное «Я», имеет право быть самим собой.
  2. В воспитании не надо вставать «над ребенком»,/исключение только лишь для его защиты..

Эти слова ласкают душу ребенка

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Спасибо!
  • Что бы мы без тебя делали!
  • Иди, дорогой, ко мне!
  • Садись с нами!
  • Я помогу тебе…
  • Я радуюсь твоим успехам!
  • Чтобы ни случилось, твой дом - твоя крепость!
  • Расскажи мне, что с тобой…

Секреты гуманного воспитания

  • Никогда не наказывайте детей.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими. Не ставьте друг другу в пример.
  • Не выставляйте ребенка на позор.
  • Не укоряйте ребенка.
  • Не приказывайте, не требуйте жестко.
  • Обеспечивайте успех во всех делах, через разумную дозу помощи.
  • Хвалите от души.
  • Верьте и доверяйте безоговорочно.
  • Договаривайтесь, находите общее мнение, уступайте разумным желаниям.

Измените взгляд на ребенка

  • «Чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее». И.Кант.
  • Ребенок не пустой сосуд, который можно заполнить чем угодно.
  • Он не греховен от рождения и не бессилен от рождения.
  • Его нельзя делать каким-то.
  • Каждый ребенок имеет достаточный потенциал для успешного саморазвития.
  • Ребенок равен взрослому: переживает такие же чувства, как взрослый. Он равен взрослому по интеллекту, возможностям, лишь уступает в жизненном опыте.

Литература:

Г. Барденер, И. Ромазан, Т. Чередникова "Я хочу" Психологическое сопровождение развития маленьких детей.

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни

Все родители желают видеть своих детей здоровыми, энергичными, красивыми, спортивными.

Что же такое, здоровый образ жизни?

   Это соблюдение режима, труда, отдыха, сна на основе требований суточного биоритма; двигательная активность, включающая систематические занятия ходьбой, оздоровительным бегом, аэробикой, доступными видами спорта, разумное использование методов закаливания, рациональное питание, умение снимать нервное напряжение.

   Все родители желают видеть своих детей здоровыми, энергичными, красивыми, спортивными. Путей к физическому совершенствованию много.

 Один из них – воспитание в семье.

       В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, закладываются основные качества личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности.

     Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное  отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь  у родителей.

     Началом формирования здорового образа жизни в семье является воспитание потребности в здоровье.

    Формирование здорового организма, умение управлять им, развивать, совершенствовать – вот задачи здорового образа жизни.

      От родителей во многом зависит, вырастут ли их дети здоровыми и жизнерадостными или преждевременно разрушат свое здоровье.

      Если взрослые проявят характер и начнут утро с гимнастики, которую сделают вместе с ребенком, - это будет первый шаг в большом и важном деле – укреплении здоровья.

И этот шаг надо сделать как можно скорее.

Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников учреждения дошкольного образования.

Физическое воспитание в  учреждении дошкольного образования является действенным средством, способствующим разностороннему развитию ребенка.

Процесс оптимизации двигательной активности детей направлен на укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических  функций организма, достижение хорошего уровня физической подготовленности. Известно, что систематические занятия физическими упражнениями в режиме дня способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, снижению напряженности сердечно - сосудистой и дыхательных систем, предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребенка.

   В нашем  учреждении образования физическая культура рассматривается в контексте личностного развития ребенка как важная неотъемлемая его часть. 

Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!

Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкультурой. Только таким образом можно с детства привить ребенку любовь к физкультуре и здоровому образу жизни!

Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви на физкультурных занятиях в детском саду

Физкультурное занятие обязательно требует соблюдения техники безопасности  при его проведении. Одним из обязательных условий её соблюдения является наличие  спортивной формы у детей.

Физкультурные занятия – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям.

Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств и эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие личности.

Физкультурное занятие обязательно требует соблюдения техники безопасности  при его проведении. Одним из обязательных условий её соблюдения является наличие  спортивной формы у детей.

 Ребенок получает полное физическое развитие, учится прыгать, бегать, ползать, лазать. Чтобы вашему ребенку было удобно,  необходимо приобрести: футболку, шорты, носочки, удобную спортивную обувь (тапочки на резиновой подошве или кеды) для занятий физической культурой.

  Родителям и воспитателям нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому если ребенок наденет шорты на колготки, он вспотеет, в связи с этим основным  требованием при проведении физкультуры в помещении является обязательное одевание носочков. Так же следует знать, что в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате, то есть у вашего ребенка должна быть специальная форма для занятий физкультурой, которая одевается непосредственно перед занятием и снимается после него.

Одежда  детей должна быть чистая, сухая, из материалов, обладающих хорошей тепло – проводимостью, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть лёгкой и удобной, подошва – мягкой и гибкой.

Спортивная форма для занятий физической культурой:

1.Футболка. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определённого цвета.
Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников.

2.Шорты. Шорты должны быть неширокие, не ниже колен.
Многие дети приходят на занятие в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, упражнения на растяжку и т.д.

3.Обувь. Необходимо иметь тапочки или кеды на прорезиненной подошве,  они не скользят при выполнении упражнений. За счет тонкой подошвы дети невольно проводят профилактику плоскостопия.

4.Носочки. Носки лучше не слишком теплые, предназначенные для частых стирок. 

Забавы Зимушки-зимы.

Увлекательные игры – забавы зимой на воздухе доставят вашим детям огромную радость  и  принесут  неоценимую  пользу  их  здоровью. 

Любимое   зимнее  развлечение  малышей  –  санки. Поэтому  катание  на  них  нужно  широко  использовать  на  прогулках  с  детьми. И мы  предлагаем  вам, дорогие  папы  и  мамы, поиграть  в следующие игры 

Забавы с санками

❄️❄️«Попрыгунчики  около санок» (ребёнок прыгает на двух ногах возле санок, продвигаясь  вдоль них).

❄️❄️«Прокати  куклу  или  мишку» (предложить  ребёнку  покатать  куклу  или  мишку).

❄️❄️«Поезд»  (в данную игру  можно  поиграть,  если  вы  гуляете  не одни,  так как нужно  иметь  несколько санок.  Привяжите одни санки  к другим. Это - вагоны. Дети занимают места  в вагонах.  Взрослый – машинист. Он  везёт санки с детьми. Санки  останавливаются на станциях: «Ледяная», «Снежная»  и т.д.  Если  дети  постарше, то они  могут возить  друг  друга  самостоятельно.

 На ледяных дорожках. 

 ❄️❄️Предложите  ребёнку  пройти  по ледяной дорожке,  передвигая ноги по льду и стараясь  не упасть. Если  ребёнок всё – таки упадёт,  подбодрите  его, побуждая  подняться  самостоятельно

❄️❄️ Возьмите  малыша  с  двух  сторон  за  руки и прокатите по ледяной  дорожке или плотно укатанному снегу.

❄️❄️Ребёнок  пробует  разбежаться  (2 – 3 шага)  и  проскользить  немного по ледяной дорожке самостоятельно.

На  коньках.

❄️❄️Вначале  предложите малышу прокатиться  по утрамбованному снегу, а потом и по льду на коньках.

❄️❄️Учите малыша скользить на двух ногах по прямой.  Во время скольжения предложите ему сделать  3 – 4  пружинистых приседания, вынося  руки  вперёд.

❄️❄️«Нарисуй  на  льду  ёлочку» (скользя то на левом, то на правом коньке,  ребёнок  рисует  на льду ёлочку).

❄️❄️«Догони  меня!»  (ребёнок скользит  за  взрослым,  стараясь  его  догнать).      

                                                 Забавные упражнения. 

❄️❄️«Белый медведь»  (предложить ребёнку подняться на снежную горку,  переваливаясь с  боку на бок, изображая  белого медведя.  С горки ребёнок сбегает вниз).

❄️❄️«Меткий стрелок»  (предложить ребёнку попасть снежком в дерево или в какую – либо другую цель).

❄️❄️«Чьи следы на снегу?»  (рассмотреть  с  ребёнком  следы  на снегу, определить, чьи они.  Предложить показать ребёнку в движении  животное или  птицу, следы которых  видны на снегу,  а также воспроизвести их звуки – собака лает,  корова мычит,  петух  кукарекает  и т.д.).

❄️❄️Из  сырого  снега  можно  предложить  ребёнку  слепить  Снеговика,  Снегурочку  и обыграть  их.

 Пусть физкультура для детей будет в радость!